97. "Без различия пола и национальности"
В декабре 1918 года при Самарском губкоме РКП(б) появилась секция
украинских коммунистов, которая, в ча стности, была озабочена укреплением
советской власти на Украине. Она пыталась организовать отправку
"созна тельных" украинцев на историческую родину, но самарская
украинская интеллигенция игнорировала мероприятия и распоряжения
соплеменников-коммунистов. Центральный комитет большевиков, однако,
требовал "укрепить власть трудящихся"на Украине. И тогда
самарские коммунисты объявили, что для отправки на Украину приглашаются
"коммунисты-украинцы без различия пола и национальности".
В результате на Украину поехали рус ские, евреи, поляки и... несколько
украинцев.
98. Приметы новой эпохи.
В село Тамбовку Самарской губернии вошел отряд Красной армии. Изба,
где остановился командир, стала объектом особого интереса сельских
ребятишек: юные тамбовцы впервые видели настоящих большевиков и
вни мательно наблюдали за их поведением.
Красный командир поразил детвору Когда грянул гром, он не стал креститься,
как было принято у право славных в царской и Белой армиях. Вместо
этого он потряс стены дома и уши детишек отборным трехэтажным матом.
99. Отстань, есть хочется!
Замечательный русский историк Михаил Николаевич Тихомиров в 1919-1923
годах жил в Самаре. Он работал инспектором, заведующим библиотечной
секцией Самарского уездного отдела народного образования, пре подавал
в университете и даже служил рядовым бойцом в Чапаевской дивизии.
Во время военных походов красноармейцы ели со обща из той посуды,
которая попадалась под руки. Раз товарищи Тихомирова, чтобы сварить
пшенную кашу, выпросили у одного башкира большой таз. Будущий ис
торик пытался отговорить своих друзей, объясняя, что такие тазы
употребляются мусульманами для омовения некоторых частей тепа. Изголодавшиеся
красноармейцы, махнув рукой, кашу сварили и слопали. Насытившись,
они вспомнили предостережение Тихомирова (который, к тому же, сам
до еды не дотронулся) и стали приставать к хозяину с вопросом: подмывался
он из этого таза или нет. "Бабай" долго отнекивался, потом
устал и кивнул:
"Совсем немножко"
100. Трудящиеся готовятся к празднику
Тихомиров жил в двухэтажном доме на Самарской улице. Хозяином его
был благообразный старичок Гурий Семенович Круглое, который надеялся
на скорое падение советской власти. Он подозревал своего постояльца
в большевизме и однажды окончательно убедился в его сверх революционности.
Дело было 1 мая. Тихомиров собирался на демон страцию и встал очень
рано. Он надел сапоги и вдруг с ужасом увидел, что от одного отскочил
каблук. Взяв полено, Тихомиров надел на него сапог и стал прибивать
каблук. На стук молотка явился Гурий Семенович в ис поднем: "Не
так набиваете, Михаил Николаевич." Круглов поправил сапог и
добавил: "Вообще-то сейчас пять часов утра, все в доме спят,
а вы стучите."
Конечно, он был прав. Но что делать с сапогом? И Тихомиров веско
и важно сказал: "Гурий Семенович! Се годня праздник всех трудящихся.
И все трудящиеся встают рано и готовятся к своему празднику!"
Круглов вылетел из комнаты пулей.
101. Дипломат
Одно время Тихомиров возглавлял переездные курсы для подготовки
библиотекарей в Самарском уезде.
Занятия в селе Красная Горка посещал местный учи тель Рогов, отличавшийся
своеобразной "деревенской дипломатией." Как-то Тихомиров
шел с ним по селу и рас суждал о крестьянских проблемах. Рогов,
считая своего собеседника ярым коммунистом, осуждающе говорил:
- Ну как же с мужика не брать?! Ведь он все прячет! Ничего советской
власти давать не хочет.
В это время навстречу попались два степенных кре стьянина. Они сняли
шапки и поклонились учителю. Рогов тут же громко заявил:
-Да-а-а, все нашего мужичка обижают. А через несколько шагов тихо
добавил: "Да и как же его, мерзавца, не обижать!"
102. Много ли у вас коммунистов?
Летом 1920 года в Самарскую губернию приехал ан глийский квакер*
Чарльз Роден Бекстон. Чтобы лучше по нять Россию и взглянуть на
нее "изнутри," он посетил несколько сел, где наблюдал
за действиями новой власти и беседовал с крестьянами.
Старик Даниил Сазонов, у которого сын вернулся из английского плена,
восторженно говорил Бекстону: "Ни когда он так не ел, как там."
В одном селе квакер пытался выяснить, много ли среди крестьян коммунистов.
Пожилой хлебороб ответил в сердцах: "Какие это коммунисты!
Пока надо было отнимать землю у помещиков, они были коммунистами.
А теперь уже нет. Все они коммунисты, когда надо брать и можно что-то
получить."
- Квакер - последователь одной из протестантских религиозных сект,
отвергающей церковные обряды.
Примечание: Цифрами наверху обозначены страницы с анекдотами.