115. Куда везли самарские трамваи
Один из авторов "Золотого теленка" Илья Арнольдович Файнзильберг
(И. Ильф) вместе с Юрием Карловичем Олешей в 1924 году приезжал
в командировку в Самару Позднее они общались с Михаилом Афанасьевичем
Булгаковым, который записал в своем дневнике:
"Приехали из Самары Ильф и Олеша. В Самаре два трамвая, на
одном надпись "Площадь революции -Тюрьма," на другом -
"Площадь Советская - Тюрьма"... Словом, все дороги ведут
в Рим!"
116. Чтобы все знали: свадьба идет!
Еще в начале 1920-х годов в Самаре соблюдался старинный и грубый
обычай: новобрачных вели по горо ду в сопровождении гармониста,
распевавшего во всю глотку похабные песни. И в то время, когда молодень
кий паренек рвал меха гармоники и оглашал самарские улицы беспощадной
нецензурщиной, молодые важно шествовали под ручку с полным сознанием
всей торже ственности момента.
117. Ну, брось царскую привычку!
Масленицу 1925 года жители села Бобровки, как и ряда других самарских
сел, отметили традиционным мор добоем. В кулачном бою участвовало
около 700 крестьян. После часа такого "развлечения" объявлялся
пере рыв, затем мордобитие возобновлялось. Члены правления сельсовета
безуспешно бегали с отчаянными призы вами: "Товарищи крестьяне!
Бросьте царские привычки! Идите лучше в избу-читальню!"
118. "Тебе вперед!"
В Самаре 30-х годов тоже жили евреи. А среди еврейских семей была
семья Евилевичей. Та самая, из ко торой вышел известный журналист,
писатель, краевед Ру-вен Яковлевич Евилевич.
Рядом сними жил завскладом Афанасий Лукич Бур-дяев. Он не любил
евреев и говорил им разные гадости. Отец юного Рувена не церемонился
с Бурляевым и од нажды, когда тот допек его вопросами "о людоедских
на клонностях иудейского племени," сказал:
- Гей ин дрерд (Иди в могилу).
- Это что такое?- удивился сосед.- Ты мне по-русски скажи.
- Это означает: "Будь здоров!"
-А-а, ну-ну,-удовлетворенно кивнул Бурляев. Встречая с тех пор Якова
Евилевича и желая, видимо, показать свое расположение, Афанасий
Лукич уже издали громко приветствовал его:
-Гейиндрерд!
Евилевич приподнимал шапку и отвечал:
-Тебе вперед!
119. Не смейся над ближним
В начале 30-х годов в Самарской драме шел спектакль по пьесе А.Н.
Афиногенова "Страх," На сцене находились блестящие актеры,
украшавшие в тот период местную труппу,- Николай Константинович
Симонов, Валентин Георгиевич Киселев и Виталий Павлович Мартынов.
Походу действия к ним вышла исполнительница од ной из ролей М. П.
Некрасова. Сидевший в кресле Кисе лев, отличавшийся весьма крупным
сложением, должен был встать, как полагается джентльмену в таких
случаях. Однако кресло, рассчитанное на менее значительную фигуру,
поднялось вместе с ним. Немалого труда стоило актеру стряхнуть его
с себя. Это вызвало волны смеха и в зале, и на сцене. Не в состоянии
продолжать игру, Некрасова убежала за кулисы. За ней последовал
Киселев. Оставшиеся Симонов и Мартынов долго не могли начать диалог.
Когда же, давясь от хохота, Мартынов попытался произнести свою реплику,
его вставная челюсть с шумом упала на сцену. Он судорожно поднял
ее с пола и вставил на место.
В зале началась истерика. Срочно дали занавес.
120. Пойдем другим путем
В декабре 1934 года при Богдановском сельсовете был создан единственный
в Средневолжском крае цыганский колхоз "Новэ-бахг" ("Новое
счастье"). Для его организации власти выделили цыганам значительную
ссуду Однако "новые колхозники," закупив на все деньги
лошадей, отправились по селам петь, гадать и танцевать. Тог да колхоз
переименовали в "Сталинско дром" ("Сталинский путь")
и прислали сюда казахов.
Примечание: Цифрами наверху обозначены страницы с анекдотами.